Мониторинг Интернета:
| |||
ВведениеЭти лекции были прочитаны осенью 1996 года для
студентов, аспирантов и преподавателей кафедры фольклора филологического
факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, силами которых и была произведена их запись
с последующей расшифровкой. Затем эти материалы, с некоторыми изменениями,
вошли в состав спецкурса "Элементы общей теории метода", читаемого
для студентов, специализирующихся по кафедре философии и методологии науки
философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Несмотря на прошедшее со времени чтения этих лекций
время, общие рассуждения о строении метода выглядят в настоящее время не менее
востребованными, чем в 96-м году. В целях публикации автор правил и дополнял
текст лекций, пытаясь добиться его большей ясности и прозрачности. Тем не
менее, в тексте остались черты "живого" курса, позволяющие
представить реакцию аудитории на изложение, в записи выглядящее довольно сухим. Для людей, интересующихся методологией, важным как для
дальнейшего изучения, так и для более точного понимания может оказаться
обращение к явно или неявно используемым семиотическим определениям. С этой
целью я привожу некоторые определения из ставшей уже редкостью книги
Ю.А. Шрейдера "Логика знаковых систем". В основном эти определения
даны в ней явным образом, именно как определения, но некоторые определены
контекстуально, и я счел возможным дать их формулировки без точных ссылок. Вторая
часть глоссария содержит ряд иных определений, с целью показать иные позиции в
понимании семиотики. Две эти части глоссария не являются вполне совместимыми.
Вопрос возможности их совмещения я специально не рассматривал. Этот спецкурс посвящен
общим вопросам строения метода. Ныне повсеместны высказывания в том духе, что у
каких-либо наук или научных коллективов есть метод или методы, что они
используют ту или иную методологию и прочее. Однако, при попытке выяснить, что
именно составляет тот или иной метод и каковы, собственно, его отличительные
особенности, мы, скорее всего, наткнемся на отсутствие конкретных определений.
Единственное исключение, по-видимому, составляют методы решения конкретных
задач, вроде "метода решения системы из двух линейных уравнений с двумя
неизвестными". Но в целом отсутствуют разработанные в достаточной степени определения
метода и методологии, позволяющие уверенно отличать структурную методологию,
скажем, от феноменологической, иначе, чем по типично используемой фразеологии.
Так, в описаниях, к примеру, герменевтического метода, мы увидим упоминания
"герменевтического круга", понимания, предпонимания и прочих
интересных предметов. Но почему герменевтический метод при этом называется
методом, наряду с феноменологическим или структурным методами, остается все же
неясным. Описанная ситуация дает
основания для попыток, хотя бы в первом приближении, установить типичные черты
и/или общие структуры метода и методологии. Такое начальное определение общих
оснований методов и методологий и составляет замысел настоящих лекций. При этом
общий подход к различным методам возможен, если мы попытаемся выявить и
проанализировать необходимые условия осуществления методологической позиции.
Такой подход методологически восходит как к критической позиции И.Канта, так и
к технике "последнего обоснования", развитой К.-О. Апелем. Критическая
позиция, на которую мы претендуем, связана также с отказом от нормативной
позиции в пользу дескриптивного изложения (в частности, феноменологического,
включая как некие основные положения концепции предметности Э.Гуссерля и
А.Мейнонга, так и определенное их развитие и дополнение). Излагать требования,
которым должна удовлетворять научная рациональность, но которым в
действительности не удовлетворяет в полной мере ни одна наука – занятие
морализаторское. А я не претендую на высокие звания носителя высшей научной морали
и провидца прекрасного будущего. Ведь мечта и желание, хотя и притягательны, но
все же несравненно более просты, нежели реальность. А для меня более интересны
вопросы реального существования таких сложных объектов как наука и связанные с
нею познание и методология. И именно научная методология является целью
настоящих лекций. В этой связи укажем на
начало нашего исследования в сфере метода. Это указание на непосредственную
данность науки, реализуемую применением различных методов. Результаты наук – в первую
очередь, непосредственно – даны нам как совокупность моделей фрагментов мира.
Поэтому мы будем рассматривать науку как моделирование. Определяя предметные
сферы и области, к которым необходимо обратиться для решения поставленной выше
задачи, сделаем такое замечание: методология, в той мере, в какой она
реализована, оказывается некой связью онтологии с гносеологией. Дело в том, что
разговор о методе исходит из неявной предпосылки: мы полагаем, что применяем
методы сознательно и осознанно. Это неявное предположение обычно сопровождается
критическим отношением к онтологии, и, менее часто, – критическим отношением к
гносеологии. Не квалифицируя различные отношения к онто- и гносеологической
проблематике, остановимся на минимальной позиции, т.е. позиции, выявляющей
минимальный набор условий существования различных онтологий и гносеологий. По
нашему мнению, она должна основываться на следующем признании: независимо от
степени принятия онтологической или гносеологической позиции, методологическая
точка зрения от них отталкивается и, следовательно, их предполагает.
Действительно, чтобы применять какой-либо метод, необходимо предполагать как
онтологические структуры материала, в котором осуществляется методическое
движение, так и специфические для данной предметной области гносеологические и
эпистемологические соотношения между а) исследованием как актом и
действием, б) промежуточными результатами познания и в) критериями
завершения исследования (получения результата в виде истины, окончательной для
данного исследования). Поэтому любая конкретная методология должна специфически
определяться в отношении к конкретным же онтологиям, гносеологиям и
эпистемологиям. Еще одна сфера
рассмотрения, естественно оказывающаяся условием методологической рефлексии –
это семиотика (семиология). Действительно, вследствие претензии как на
сознательность, так и на осознанность, методы и методологии должны быть
непосредственно выражены, в частности, в виде текстов. И семиотические условия
порождения текстов также должны быть выражены в таких предпосылках как
методологические условия, допущения и регулятивы. Очевидно необходимая
предметная область, также содержащая предельные для методологии основания, это
логика. В настоящее время довольно широко распространена точка зрения, согласно
которой логика и есть методология. Этой точке зрения противостоит представление
о существовании особых предметных логик. Однако в обеих противоположных
позициях возможен, по меньшей мере, выбор логики. И вопрос о логических
основаниях метода приобретает значительную остроту и новизну в условиях
существования различных несводимых друг к другу логик. Рассматривая вопросы
методологии, мы естественным образом заинтересованы в вопросах методологии
науки. При этом под "наукой" обычно подразумевается нечто вполне аморфное,
типичным выразителем чего служат научные теории, но куда включаются еще и
разные "побочные" занятия вроде экспериментов. Мы рассматриваем науку
как "объективацию" (в смысле Д. Лукача). Естественное
определение объективации в языке (исходящее из языковых интуиций) состоит в
том, что это "возникновение объекта". Минимальное структурное
определение объективации состоит в том, что это "фиксация структуры".
В обоих случаях не накладываются ограничения на то, какие типы объектов при
этом должны рассматриваться, и в каких масштабах фиксируются структуры.
Фактически это вопросы, зависящие от выбора предмета исследования. Науку мы
будем понимать как относительно самостоятельную сферу деятельности человека в
современном обществе. При этом в состав объективации науки мы включаем как
типичные научные предметы (вроде научных теорий, гипотез, данных, приборов и
проч.), так и типичные виды деятельности в науке (объективированные в научных
профессиях и специальностях, в научных институтах и регламентах, и субъективированные
в "мыслительных коллективах" – термин Л. Флека). Такое понимание
науки формально, поскольку включает формальные и логические определенности
науки. Оно и эмпирично, поскольку учитывает опытную, экспериментаторскую
компоненту науки. Но оно и исторично, поскольку фиксирует исторически
определенную степень развития "научения". Ведь в другие века и
времена наука была более предметно бедна, научная деятельность осуществлялась
посредством иных общественных институтов, а материальная база науки была просто
несопоставима с нынешней. И введем еще одно рабочее определение науки как
объективации – со стороны действительного отношения, которое становится
исходным и воспроизводится в ходе существования этой объективации (замечу, что
такое отношение не обязано быть единственным). Чтобы ввести такое отношение,
необходимо, в частности, указать на исходный общий для научной деятельности
феномен. Такой общий феномен дан в следующем наблюдении: всякая наука
непосредственно имеет дело со специальными моделями той или иной реальности. Из
общности этого феномена для любой научной деятельности следует рабочее
определение нашей предметной области: научная деятельность либо непосредственно
является особого рода моделированием, либо обеспечивает такое моделирование. Вкратце суммируем
методологические условия нашего подхода к изучению научных методов:
критичность, предпосылочность, объективность (в особом смысле
объективированности). При этом в качестве предпосылок, определяющих
существование научных методов, мы рассматриваем онтологические,
гносеологические, эпистемологические, семиотические и конструктивные
предпосылки науки как моделирования. Глядя в ожидающее нас будущее, скажу о
том, что же вы в конце концов должны из этих лекций узнать. Целью лекций
является рассмотрение структуры метода в общем виде. Я постараюсь выделить некоторые
инварианты метода – то, без чего нельзя говорить о некоторой мысленной (и/или
практической) конструкции как о методе. Вкратце и предварительно, в структуру
метода входят: категории, принципы, логика и тип результата. Об этих предметах
в их методологическом значении и пойдет далее речь.
| |||