Это проблема свободы. Если есть явление вещи в себе - то свобода не подлежит спасению. Итак, свобода - это главная проблема в соотношении теологии и естественных наук. Проблема в том, что Кант тоже жил в механистическую эпоху - он не мог не верить в то, что ньютоновская механическая физика совершенна, подлинна и не допускает никаких послаблений, поэтому он делал вывод, что свобода невозможна. Мой учитель говорил - если бы Кант был знаком с квантовой физикой, он бы никогда не сформулировал свою трансцендентальную философию - философию явлений и вещей в себе. Основанием этой философии является различение между явлением и вещью в себе.
По традиции, авторству преподобного Макария Великого приписывают цикл замечательных духовных бесед[4] описывает c помощью дивных образов, заимствованных из природы, различные действия в нас благодати Божией. Прилепившись к Господу верой и полностью посвятив Ему себя через отречение от мира, мы должны, говорит преподобный, "возделывать почву нашего сердца", то есть понуждать нашу мятежную природу исполнять все святые евангельские добродетели и, прежде всего, подвизаться в усердной молитве. Тогда, видя нашу добрую волю, Христос даст нам силы для исполнения всех Его заповедей, точнее, Он Сам будет их исполнять в нас посредством действия Святого Духа.
Дело в том, что специфика гуманитарного познания и главное отличие от естественнонаучного познания состоят в том, что в гуманитарном познании участвуют два субъекта. Такое познание называется ПОНИМАНИЕМ, "взаимодействием кругозора познающего с кругозором познаваемого" (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества., с.340) и носит характер ДИАЛОГА. "Познать что-либо в гуманитарном познании - это ... понять мир ценностей и идеалов другого" (Цанн-Кай-си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2009. С.420).
Маяцкий М.А. Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 344 с. Исследование известного философа, профессора Высшей школы экономики Михаила Маяцкого посвящено связи экстремистских политических теорий XX века с эзотерическими учениями, культивировавшимися в интеллектуальных, художественных кружках 1910 - начала 1930-х годов. "Новая сакральность", возникающая в эпоху "расколдовывания мира" (Макс Вебер), стала попыткой вновь "заколдовать" мир, создать новую религию, с головой погрузиться в стихию мифа, культа, мистерии. Предмет исследования Маяцкого - так называемый Круг Георге.
Сейчас хочу завести песнь о Вечном, имея в виду не красоту, искусство, религию, любовь и прочие заманчивые и, безусловно, всем так необходимые смыслы, цели и душевные устремления. В итоге речь пойдет о вещах приземленных, о политической злобе дня, о повседневном быте каждого из нас. Из этого быта вырастает бытие, которое как раз образуют вышеперечисленные понятия. Впрочем, без короткого резюме о назначении искусства я все же обойтись не смогу. Я о memento mori. "Помни, что придется умирать" - один из наиболее точных по смыслу переводов крылатого выражения с древней латыни, даваемых, например, Википедией.
Мефистофель, обретший облик странноватого ростовщика. Та плотская пошлость реальности, в которую погружены исполненные в тексте Гете образы высоких идей, поначалу удивляет, вводит в состояние психоделической прострации, но в финале ты начинаешь постигать смысл произошедшей экранной метаморфозы. От поисков духа и души классическая пара интеллектуалов немецкого романтизма обращается к банальным рысканиям выгоды и денег. Каждый за себя и для себя. И Фауст, и Мефистофель. И это очень трудно поначалу принять и понять, ибо шлейф традиций и уже свершившихся интерпретаций тянется за "Фаустом" если не десятилетиями, то столетиями.
Он ставил первые опыты в русле тепломассопереноса, то есть, по сути, создания машины времени. Но погиб при нелепых и загадочных обстоятельствах. Одна из принятых в мировом научном сообществе сегодня - теория расширяющегося блока Универсума. По ней, весь наш мир, от наночастиц до Вселенной, есть не что иное, как трехмерная мембрана, которая погружена в некое пространство. Это пространство можно отнести к четвертому измерению, о его природе спорят
В ближайшее время в издательстве "Энигма" должна выйти книга "Новые расследования старца Аверьяна", затрагивающая чеченскую войну и жуткую фантасмагорию залоговых аукционов. "Воскресение в Третьем Риме" - книга о присутствии русской философской мысли в истории. Герой романа, профессор Чудотворцев, существует до того, как он родился, и продолжает существовать после своей мнимой смерти. Героиня романа - любящая женщина, бесконечно преданная Чудотворцеву. Она настаивает на том, что Чудотворцев жив и продолжает диктовать ей свои труды. Так что эта книга не только о философии, но прежде всего о любви, что тоже есть философия.
Геноцид культуры" - понятие, близко примыкающее к первому. Ибо та "смерть культуры", которая наблюдается повсеместно при господстве либеральной демократии, не знающей иных богов, кроме богов экономики и финансов, выливается в размывание народного архетипа и оборачивается вырождением и гибелью духа народа. Результат этого вырождения каждый желающий может наблюдать сегодня на лице самой либеральной интеллигенции. Вероятно, если бы извозчики XIX века умели читать, если бы им вдруг пришла в головы сумасшедшая мысль - издавать свою прессу - и они не были бы при этом стеснены цензурой, то выработали бы себе примерно тот язык и стиль выражения мысли.
Она неприглядна, и нам спокойнее ее не осознавать. Внутри каждого из нас, вне зависимости от человеческих различий, есть один общий прокол. Неумение поверить в себя как в отдельную личность. Невозможность поверить в другого, или, что важнее, - другому, если только он в нашем представлении не сверхчеловек. Ощущение это базируется на страхе. Не на страхе репрессий, а на страхе собственной ничтожности. Сложно сказать, откуда этот страх, ставший родовой чертой, но последствия его сейчас вполне очевидны. Мы бежим не из Европы, мы бежим от реальности.
Прежде всего, что эволюция поэтапно разворачивается в заданном направлении, подобно организму, развивающемуся из единой клетки. Программа развития присутствует во Вселенной изначально, подобно тому, как в зародыше есть программа развития всего организма. Материя формируется по мере считки информации из "Вселенской библиотеки". Силовые поля создают из вакуума частицы материи.
Вот отсюда и пойдет раздвоение самого понятия "доктор" - на благодетельного помощника человека и на бездушного экспериментатора. Те чудовища, что ставили свои бесчеловечные опыты на живых людях в нацистских лагерях, тоже назывались ведь "докторами". И тоже были обуреваемы "жаждой познания", цена
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал". Современному человеку трудно понять исторический смысл и значение этого повествования. Некая присущая древнему израильскому народу напряженность, отстаивание религиозной самоидентичности, стремление остаться собой среди множества сильных языческих народов непонятно мировоззрению и опыту большинства современных людей. Однако именно эти мотивы преследуют библейские авторы, открывая правду о Боге, возвещая волю Его. Бог Израиля - Единый и Истинный - Творец, давший жизнь мирозданию.
И в практике медитации рекомендуется освободиться от мыслей, которые бесконечно кружатся в голове. Может показаться, что внутренняя болтовня не "выключится" никогда, но спустя некоторое время мы способны услышать свой истинный внутренний голос". Для развития интуиции вовсе не нужно жертвовать логическим мышлением, стоит только не ставить его "во главу" всего и время от времени заставлять себя прислушиваться к тому, что долго оставалось без внимания. Именно так можно стать по-настоящему цельной личностью, в душе которой царит гармония с окружающим миром.
Многие религиозные течения, впоследствии выделившиеся в самостоятельные исповедания, первоначально воспринимались в своей традиции как ересь. Даже само христианство воспринималось в иудейской среде как ересь: обвинитель в суде называет апостола Павла "представителем Назорейской ереси" (Деян.24:5). Вместе с тем, как бы ни отрицали этот факт многие богословы, появление ереси часто оказывается... полезно для самой религиозной традиции! Во-первых, ересь обращает внимание на некоторые неясные моменты в доктрине, нуждающиеся в прояснении.
И 16-летняя Алиса ответила: "Мои взгляды еще не известны миру. Но будут". Мог ли в те годы предположить профессор Лосский, что через два десятилетия философские взгляды его студентки будут иметь
Столь же высокое и ясное понимание Самодержавия (которое в отличие от абсолютизма и деспотии Тихомиров считал "чистой монархией") в качестве формы Верховной Власти, основанной на духовной стороне человеческого существа, на выполнении долга, а не на осуществлении права. По Тихомирову, человек - как в церковных, так и в гражданских отношениях - ищет подчинения своей воли и свободы не другому человеку, но высшему принципу справедливости и правды, Господу Богу.
Ее неспокойная энергия вечно в накале, в движении, в борении страстей. Очень характерна в этом смысле картина "Скалы берега Севана". Наедине с каменными вулканами художник особенно остро чувствует, может быть, главную проблему времени - не пропускать природу через себя, а увидеть себя в природе - и не у подножия великанов, а вместе с ними "на равных". И потому в картинах "Рассвет", "Композиция", "Движение", "Закат с деревьями" приметы обитания человека даются, скорее, для сомасштабности быта и вечности. Душа художника реагирует на бесчисленные впечатления, которые дарит жизнь.
У первичных частиц выявлен квантовый источник гравитации. По мере расширения Вселенной усложняется их композитная структура. Сильное, слабое, электромагнитное взаимодействие дают им устойчивость. Законы сохранения энергии, импульса и др. считаются всеобщими, хотя достоверно установлены лишь для наблюдаемой части Вселенной. Применение их стандартных трактовок к первым этапам ее существования мешает моделировать усложнение частиц в меняющихся условиях среды. По сути, диктуются ошибочные представления, согласно которым микрочастицы с момента появления не изменялись, а всегда обладали фиксированным структурами и функциями. Сформулируем принципы существования материи, более общие, чем законы сохранения: 1. Принцип устойчивости. Рассмотрим абстрактный материальный объект.
А преподобный Серафим - ваш святой, который является вселенским святым, - говорил: потщись обрести мир внутри себя, и тогда примирятся люди, которые встречаются с тобой. Потому что мир не является каким-то отвлеченным философским понятием, не является никакой теорией. Это Лицо. Христос есть мир наш [4]. Также мир не является спокойствием, как говорят некоторые психологи. Мир - это не психологическое состояние. Мир - это плод Святого Духа. И мы, монахи, имеем право быть первыми носителями этого мира. У нас будет этот великий дар мира, если мы действительно будем подавлять собственную волю.
Общественными науками я занялся уже в зрелом, по моим понятиям, возрасте: в 31 год поступил в Ростовскую Высшую партийную школу (сегодня - Северокавказская академия госслужбы). Там стал изучать политэкономию и философию. На последнем курсе мне предложили остаться на преподавательской работе: по выбору возглавить кафедру политэкономии или философии. Но я вернулся в Майкоп. То есть в 30 лет общественные и социальные процессы в регионе стали для меня основным делом и смыслом жизни. - Вы пришли в Адыгейский госуниверситет из политики. Почему еще раз изменили жизнь, оставив политическую карьеру?
А на меньшее автор не согласен. Сам он считает философом лишь того, кто создал собственную теорию мироздания и места человека в нем. Он вообще категоричен в своих суждениях - и в жизни, и в этом сочинении. В книге Веллера нет господина-товарища Маркса, чьи открытия в области общественных интересов сильно изменили очертания мира в начале ХХ столетия, да и сейчас держат население планеты в сильном напряжении. Почему?
Долго вглядываешься в построения букв, наслоение смыслов, вслушиваешься в странные метафоры автора - ну ладно там обыденное "звезды крупные, как галилейские маслины" (а все-таки они вертятся в мозгах), но дальше - больше: "я проник в обитель гладко и глубоко, как входит шип терновника в кружок сливочного масла", или - "он носился вдоль желтой линии, словно золотое кольцо по смазанной жиром нитке". Тут уж чешешь репу под кипой, крутишь пейс-другой, истолковываешь всяко-разно - к примеру, отринуть жир и злато бытия, распутать скользкую пряжу Парок, пуститься в тяжкий путь познания
Ведь есть среди нас довольно людей, которые молиться не учатся, Писание не читают вовсе, любят не Бога и ближних, а - себя одного и прихоти свои. И при этом можно услышать от таковых горделивое: "Я - православный". Похожие на крыловских гусей, которых гнали на кухню, и которые требовали к себе уважения на том основании, что они, дескать, "Рим спасли", люди эти готовы заклеймить еретиком всякого, кто осмелится похвалить чью-то, а не их добродетель. Упомянутый святым Лукой священник был действительно человеком особенным. Образование еле получил, жутко не успевая по философии и латыни.
И как-то не по-божески поминать "Божию правду" для дискредитации "правды человеческой" - еще вопрос, какая из них при этом дискредитируется больше. Духовному пастырю XXI века негоже отрекаться от христианского гуманизма и забывать золотые слова Иммануила Канта: "Право людей - самое святое, что есть у Бога на земле". Если на выборах, как свидетельствуют в том числе наблюдатели-священники, имели место подтасовки, то есть попрание права и правды, то надо называть вещи своими именами, а не заниматься софистикой.
Теперь уже для многих очевидно, что с концепцией прав человека случилось то, что случалось со многими великими человеческими проектами, осуществляемыми без Бога. Образно говоря, - построение царства Божия на земле, но без Бога в душе. Примеры подобного строительства человечество уже проходило, - это и Вавилонская башня, и Третий Рейх, и Советский Союз, а теперь и Европейский Союз. Развитие концепции прав человека в Европе проходило при нарочитом игнорировании веры, традиции и морали. Благодаря этому она превратились в универсальное оружие в руках извращенцев всех мастей, наркоманов и политических авантюристов.
Политкорректность - карнавальная пародия, поклонение чужим бесам или реверансы перед тиранозавром?
Продолжаем тему, начатую в N 4/2004.
Филологи утверждают, что феномен политической корректности до сих пор не получил лингвистически строгого определения. С достоверностью установлено лишь феминистское происхождение этого брэнда (называть его термином не следует по указанной причине): впервые он был предложен президентом Американской национальной организации в защиту прав женщин Карен де Кроу и вошел в обиход с середины 80-х годов прошлого века.