Понятие игры он распространяет на сущностьхристианскойцеркви и отношений между человеком и Богом. И даже - между Богом и миром. Игра, получается у него - онтологична. Она лежит в основе Творения. Принадлежит к сущности мира. Ранеровское понимание игры, помещающее ее в самую сердцевину религиозности вообще и христианства в частности, может показаться изрядно смелым и неожиданным. (Кстати, помнится, в "Игре в бисер " монахи Игру как раз не слишком жаловали и своего родства с нею уж точно не усматривали).
Такой закон оказался неосуществим (как и предупреждал Софокл в Антигоне). И именно поэтому его сторонникам не подчиняющаяся их воле и разуму жизнь стала казатьсялишеннойсмысла. "Эллинский" пессимизм - это пессимизм ребенка, который обижен на то, что вещи и взрослые люди вокруг не подчиняются его замыслам и желаниям и не укладываются в его кругозор. Наложившись на исходныйвосточный" пессимизм, из круга которого в какой-то момент вырвалась греческая культура, он и дал гремучую смесь гностицизма и манихейства, которым оказались больны и греческаяфилософия и все позднеантичное мировоззорение.
Абстрактный Сверхчеловек - эссенция всех и всяких таких механик; вневременная идея Превозхождения, приложенная к человеческому виду, движущемуся в циклах эволюции; сила, инкарнирующаяюся в локально необходимые и понятные людям очертания "конкретного" сверхчеловека. Двойственность "абстрактное-конкретное" можно с пользой приложить и к идеебожественного, понимая под "конкретным" богомсовокупностьмировоззренческих установок, определяющих данное мироповедение общественного человека, в первую очередь в рамках решения предельных, бытийных, смертоносных вопросов. "Абстрактный" бог находится на оси этого вращения, определяя целесообразность и штампуя экземпляры икон для каждого необходимого случая.
Его гордый и дерзкий ум, не нуждаясь в Боге, отвергнув Его, сам выходил на нивы судебчеловеческих. Но что же сеет такойчеловек; семя Божие - святое, или сеет грешные крохи человеческих страстей? И какие плоды может возделать в этоммире тот, кто, не нуждаясь в Боге, надеясь только на силу своего обольщенного ложным всесилием ума, упорно стремится одолеть и законыприроды и осчастливить человечество новыми законамибытия.
Из предыстории возникновения зла на земле следует, что все начиналось с добра. Люцифер, любимый ангелБога, низвержен в ад. Это свидетельствует о том, что зло не есть нечточуждое нам, оно происходит из нас, из самой сущности человека. "Данная история чрезвычайно щекотлива с богословской точки зрения, потому что в ней утверждается: в метафизическом мире невозможно полностью отделить добро от зла", - полагает Альт.
Другом небе" - мать, сын и отец - больше похожа на средневековыхмудрецов, чем на московских гастарбайтеров - В этом есть вина и самой элиты: мы забыли, что умный должен еще и чувствовать. Культура разделилась на умную и чувствительную. Это общая проблема нашеговремени. Это можно проследить на примере философии. В XVIII веке философия мыслила категориями "субъект", "объект", "трансцендентность". В XIX веке вдруг появились поэты-философы - Кьеркегор, Ницше, Достоевский, которые ввели в философию слова "страх", "отчаяние", "любовь". И они также стали философскимипонятиями.
Многие пытались объяснить эту тайну соединения двух природ в одном лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Одни, как древнийеретик Евтихий, утверждали, что в Иисусе Христе было человеческое начало, но оно было всецело поглощено Божеством, и эту ересьЦерковь осудила. Другие, как еретик Аполлинарий, говорили, что в Иисусе Христе было человеческоетело, но вместо человеческогоума в нем был Божественныйлогос, Божественное слово. И эту ересьЦерковь также осудила.
Как человеку, не обремененному ограничительными рамками материалистическойфилософии, мне не кажетсясправедливымэтозамечание. Важны именно идея, концепция, сакральный и трансцендентный образ. Чем чище и совершеннее образ, чем более он исполнен Божественного благоволения, силы любви и воличеловеческой, тем совершеннее и проникновеннее он воплощается в материальной вселенной жертвенностью и преданностью тех, кто верит и живет во имя его. Даже если несовершенствочеловеческойприроды обрекает его материальноевоплощение на временное падение, то лишь для того, чтобы еще более очистить и поднять его к нерукотворному совершенству.
Для производителей смыслатакоепредположение (о сознательном введении масс в заблуждение), конечно, удобно мол, предоставленные сами себе, массы якобы все же стремятся к естественномусветуразума. Однако дела обстоят как раз наоборот: именно будучи свободными, массы отказываются от смысла и жаждут зрелищ вопреки стараниям производителей здравомыслия. Массы чувствуют, что за таким здравомыслием скрывается ужасающий террор схематизации, и, насколько могут, сопротивляются ему. 4 Со смыслом дело обстоит, в сущности, так же, как и с товаром.
Их гложут мысли, что они не так нужны окружающим, как о себе мыслят. И эта маленькая школа необходима для пользы самого человека. Что такое добротолюбие? Это любовь к красоте духовной. Любовь к тому, чтобы внутренний человек наш, образ и подобиеБожие, был внутренне красив, был в Библейском смыслеэтогослова хорош зело, чтобы при осознании себя немощным во всем, все же было у человека и осознание того, о чем апостол Павел говорил: Великое приобретение быть благочестивым и довольным (1Тим 6:6). Довольным в смысле довольствующим, принимающим жизнь, которую тебе Бог дал.
Арабский язык может более точно описать условие посредством привнесения в выражаемуюмысль таких нюансов, после которых исчезаетвсякая возможная двусмысленность или недосказанность. В нем слово ида выражает возможность, другоеслово ин достижимость предполагаемого, а еще одно лау употребляется для обозначения его недостижимости. В данном Аяте достижимаягипотезавыражена словом ин. Следовательно, в Коране выдвинутопредположение о реальной возможности достижения конкретной цели. Такая лингвистическая точность формальноисключаетвсякиймистический оттенок, который совершенно несправедливо усматривают в нем некоторые комментаторы. Бог обращается к духам джиннам и людям инс, но никак не в пустоту.
Все духовныеистины суть из мира иного, из мира духовного, Небесного; и лишь духовнымзрением, слухом и разумом можно их заметить и постичь. Но эти духовныеистины показаны в мире сем в одеянии вещей и событий. Многие люди потеряли зрение, слух и разум для духовныхистин. Многие смотрят лишь на одеяние, слушают лишь внешний глас и понимают лишь внешние свойства, формы и природувещей и событий.
После чего Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи, где снова появился большой спрос на скопцов-евнухов. Что, касается дальнейшего развития "Православия" то его Центр в смысле наибольшего количества прихожан и становления как государственной религии, в отличии от всех других Восточныхцерквей оказавшийся под власть Османской империи, стал постепенно смещаться в сторону Руси, а затем и Московского царства. А с византийским "духом" потянулись и "византийские проблемы". Туда начали перебираться византийские скопцы... Первым документально подтвержденным скопцом был пришлец, монах Адриан, при св. равноапостольном кн. Владимире (1001).
Медведь отождествляется (или, по крайнеймере, тесно сближается) с богом Велесом (он же Волос). Волос состоит в противоборстве с другим богом - Перуном. Волос в древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 года, согласно "Повести временных лет") выступает как "скотий бог" - покровитель домашних животных - и богбогатства. Волос соотнесен с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Волоса-Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города).
Сделать это, в представлении индусов, можно только с помощью любви. Любовь, слияние двух начал, и есть прорыв к истинномусуществованию. Все религии Индии в той или инойформе содержат в себе идею о мужском и женском началах, соединение которых означает созидание. Индийцы верят, что именно это соединение породило Вселенную. Человек же стремится восстановить утраченноеединство с космосом с помощью религии, йоги, ритуального секса. Секс в мечтах Индия - страна великих парадоксов. А индуизм - религия, которая вбирает в себя внешне несовместимые, взаимоисключающие вещи, позволяя им каким-тообразом между собой уживаться.
Изначально охватившее мужчину чувство высокой любви и желание поскорее превратить эту самую любовь вместе с самим объектом в собственность, превращается в нечто, мешающее ему в полной самореализации. Бывают только исключения из этого неписанного порядка вещей. Но их очень и очень мало. Мужчины жадно тянутся ко всему новому, и каждое обладание новым порождает все большее стремление к неизведанному. У женщин такое влечение больше связано с покупкой новых вещей. Мужчина хочет безусловного и единоличного обладания женой, ему хочется иметь власть не только над ее телом, но и над ее душой.
Впечатление почти столь же сильное, как если бы автор не лучшим образом и не совсем кстати пересказал притчу о блудном сыне, а публика зареготала: Вот до чего холуй Никитка договорился! Ино дело, когда брюзгливый критик основательно или неосновательно произносит: Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери. А равно когда ему не то что пародист, но и сам Алигьери совершенно не близок и даже чужд. Ино дело, когда критик понятия не имеет о том, кто такой Алигьери и каково его значение для умственной и политическойтрадиции.
Рима, отсюдавытекает его ответственность перед подданными: "Сегорадиподобает тебе, о царю, содержать царство твое со страхомбожиим", - так выразилсяученый монах Филофей. "Страхбожий" (а точнее, судьбачеловеческойличности в ту жестокую пору укрепления московского самовластья, никаких законов не признававшего и без зазрения совести присвоившего имя и наследиеДревнейРуси) - это тема большая и серьезная. Надеемся в ближайшее время коротко осветить ее в "Дне". Сейчас же остановимся на очень характерномтермине, употребленном Филофеем: "Русская земля". Это не только "земля" в прямомсмысле слова, но и "государство", и "народ".
Аэдра и даэдра стали первыми богами. Но и богам не жилось спокойно. Вернее, одному богу. Лорхан не то уговорами, не то хитростью заставляет своих коллег создать План Смертных - Нирн. Архитектором мира смертных стал Магнус, бог магии. Так получилось, что Нирн не мог выдерживать присутствиебогов - он был нестабилен и крайне опасен, не имел какого-либо постоянного материальныйоблика, и даже законы времени в нем не действовали. Тогда боги собрались на совет в Адамантитовой башне (которая, якобы, существует до сих пор, но зовется башней Дирении), чтобы решить, что делать дальше со своим детищем.
В греческих текстах Нового Завета использовалось слово doulos, имеющее значение и раба, и слуги, и подданного. В переводах на многие европейские языки использовалось именно "мягкое" значение - слуга. Почему же переводчики на славянские языки предпочли использовать другоезначение - раб? Самопонятие "раб" предполагаетприсутствие и другой стороны - рабовладельца. Как же может быть "рабовладельцем", то есть насильником над волей и природой человека, Господь Бог - сама Любовь, Милосердие, Свобода, и что означает свобода от Бога?
в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову" [6, с. 456]. Он приводит выдержку из 5 Правила VII ВселенскогоСобора: "Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и... жестоковыйно возстают на благочестие и истину... в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения".
Однако в нашевремя мы сталкиваемся с другойформой либерализма - связанной с совершенно инымвосприятиеммироздания, общества и человека. Такого рода либерализм отказывается видеть в мире и в человеке какое-либо объективное предназначение; мирозданиебессмысленно и пусто, в нем нет никакого объективногозакона и Законодателя. Кто-то еще может усматривать в творениикакой-тосмысл, молиться, верить в Бога - но либерализм тщательно следит за тем, чтобы это ни в коемслучае не отражалось на политической жизни.
3. Он имеет довременное и до-мирное бытие, но отнюдь не вечное, и, следовательно, не есть истинныйБог, а отличен по существу от Бога-Отца. Он есть творение (ktisma), что якобы подтверждается и Писанием (ариане ссылались на Деян.2, 36; Евр. 3, 2). 4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворилСына, как "начало путей".
Сейчас все это вспоминается как абсурд. Тем не менее безобиднейшее с виду занятие - чтение романов и мемуаров - во многом поспособствовало раздраю массового сознания, и без того темного и путаного. Выдуманная и невыдуманная литература одержала верх над реальностью. Такое могло произойти только в стране, где самым развитым типом мышления политически активных людей было мышление литературоцентричное. Ущемленные суровым государством и консервативнымобществом пожиратели книг высвобождались только внутри собственной головы, только на пространствах текстов.
Оказавшись в психушке, он записал в тетрадь (благо, что человек грамотный, культурный, даже литературный) свою версию приключений Виктора Франкенштейна. На это, кстати говоря, намекает и само название романа Акройда: "The Casebook of Victor Frankenstein" - "casebook", в частности, переводится на русский как "журнал для записи больных", "журнал для записи пациентов". В общем, сказка, рассказанная безумцем, полная шума и ярости и не имеющая никакого смысла. Хотя кое-какой смысл тут все-таки обнаруживается.
"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал".(Быт.2:2) Кажется нелогичным, что Богу пришлось дождаться седьмого дня для отдыха. Почему он решил не отдохнуть тут же после окончания Творения, то есть на шестой день? Согласнодревние раввинам, Богтворил и на седьмой день. Но что именно? Единственный ответ, который приходит на ум, это тот, что Бог на седьмой день создал покой, мир и отдых.
Новаторство воспринимается как угроза установившейся стабильности, как ересь. Отношение к богатству определяется ложнойконцепцией, что богатство существует в неизменном количестве, и его только перераспределяют. Следовательно, экономическое процветание другого воспринимается, как лишение тебя куска. Успех соседа - это угроза твоему благополучию. В динамической культуре богатствопонимается, как постоянно прирастающая величина, прирабатываемая трудом, и поэтому исключающая сам феномен перераспределения. Трудно не согласиться с Кончаловским, что все это сильно напоминает особенности нашего общественногосознания, которые так искривляют наши "капитализм" и "демократию". Так что первично?
Не случайно же среди любителей бани существует негласное правило: оставлять все дурныемысли за ее порогом, окунаться в облако горячего пара только с чистыми помыслами, только с открытой душой! Баня в этомсмысле - почти языческийритуал: будешь относиться к ней с верой, любовью и уважением, и она воздаст тебе здоровьем, долголетием, отличным расположением духа, что в самом близком переводе и есть простое человеческое счастье... У бани немало и других интересных качеств. Одно, кстати, подмечено из личного опыта автора этих строк.
В конце концов победила самая крепкая его дочь, отбила право ухаживать и выносить ночной горшок за своим отцом. Человек прожил жизнь, звезд с неба не хватал. Но когда он ушел, десятки тысяч людей переживали, как от потери самого дорогого для них человека. И, конечно же, этилюди перед Богом будут просить, чтобы Господь даровал ему Царствие Небесное. И Господь даровал ему Царствие Небесное, потому что он уподобился в своей жизни Ему, Богу, послужив людям тем даром, который от Бога же и получил. И вот это действительно путь к настоящей радости. Кто не верит, попробуйте.
Таковоустановление Славного, Мудрого!" Местопребывание" это перевод слова мустакарр". Можно не сомневаться в том, что оноподразумевает собой точное, точно установленное место. Как выглядят этиположения Корана на фоне данных, установленных современнойнаукой? Коран указывает конечнуюцельэволюцииСолнца и его местопребывание. Согласно Корану, местопребывание есть и у Луны.
Преодоление языковых барьеров в отдельно взятой языковой игре
Карл-Отто Апель. Трансформация философии. - М.: Логос, 2001, 344 c.
ЧТО ТУТ поделать: наших читателей уже не удивишь выходом в свет новой книги неизвестного ему западноевропейского философа. Рекламные увещевания издателей вроде "впервые на русском языке" тоже давно не задевают за живое. Тем не менее данное издание, представляющее собой очередную "наиболее известную книгу" очередного малоизвестного русскому читателю "классика современной философии", заслуживает того, чтобы обратить на него внимание.